Столица Тюменской области рискует оказаться в эпицентре социального взрыва. Борьба со стихийными стоянками крупногабаритного транспорта вдоль дорог и во дворах жилых домов может обернуться для Тюмени чередой митингов и протестов. По крайней мере, такую перспективу уже озвучили владельцы длинномеров. Как утверждают эксперты, нововведения федерального Минтранса нанесут существенный удар по малому и среднему бизнесу. О существовании реальной угрозы возникновения очередного транспортного коллапса не только в регионе, но и в стране в целом говорят и в транспортной инспекции Тюменской области. Между тем участники рынка уверены, что поправки пролоббированы крупными транспортными компаниями, базирующимися в Подмосковье, которые заинтересованы в устранении неудобных конкурентов. Представители предпринимательского сообщества считают, что избежать социальной напряженности и массовых забастовок возможно только в случае пересмотра приоритетов закона, который должен учесть интересы малого и среднего бизнеса. В диалог с федеральным министерством намерен включиться ОНФ.

Активисты ОНФ провели рейд по импровизированным парковкам крупногабаритного транспорта в Тюмени. Поводом для инспекции стали поправки Минтранса РФ в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Согласно нововведениям теперь компаниям и предпринимателям, которые не смогут обзавестись собственной стоянкой, предлагается заключить договор об аренде со специализированными организациями. Те, кто этого не сделает, будут платить штраф в размере 25 тысяч рублей.

 

Цель инициативы ведомства – борьба со стихийными стоянками вдоль дорог и во дворах жилых домов. Больше всего неудобств они доставляют пожарным и сотрудникам скорой, которые из-за припаркованного транспорта не могут получить доступ к зданиям.

Новая мера федерального министерства уже вызвала негативную реакцию как участников тюменского рынка грузоперевозок, так и общественников и представителей региональной транспортной инспекции. По мнению собеседников издания, поправки противозаконны и нанесут существенный урон предпринимательству.

«Эта инициатива в первую очередь бьет по малому и среднему бизнесу. Предприниматели будут вынуждены продавать автотранспорт и уходить с рынка. В перспективе это несколько тысяч безработных тюменцев. Почти половина собственников большегрузов – это обычные частники. Сегодня только у крупных транспортных компаний есть парковки, где они хранят свои машины, а у ИП-шников или маленьких компаний на 5-10 машин таких стоянок нет. Они вынуждены парковаться либо во дворах, либо на нелегальных площадках, расположенных в пригородах», – говорит инициатор рейда и эксперт ОНФ в Тюмени Алексей Савоськин.

 

Эксперт ОНФ в Тюмени Алексей Савоськин

Между тем тюменские владельцы большегрузов заявили о готовности выйти на улицу с забастовкой, если почувствуют реальное давление. При этом у частников вызывает непонимание требование обзавестись собственной стоянкой. «Нас принуждают платить и за стоянку, и за техобслуживание. Аренда парковочного места мне обойдется в 10 тыс. рублей за каждую машину, а, например, только замена масла – в 40 тыс. рублей. Мне не выгодно отдавать такие деньги. Проще заплатить водителю тысячу, он сам эту работу сделает. Для частника это серьезные суммы, учитывая, что поднимаются налоги, стоимость солярки, машины требуют постоянного ремонта. Как работать? Получается, что на нас давят со всех сторон, при этом власти с завидной постоянностью говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Но в реальности мы получаем лишь ужесточение требований и негативную реакцию от предпринимателей. Сегодня нам легче машину продать, чем исполнять такие нормы. Если к нам начнут применять эти требования, то будем забастовку устраивать», – возмущается Иван, один из собственников большегрузных машин.

О существовании осязаемого риска возникновения очередного транспортного коллапса говорит и представитель управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области. Собеседник издания уверен, что регион, как и всю Россию в целом ждет второй «Платон». «Можно сколько угодно ужесточать ситуацию, но не стоит перегибать палку. Мы помним, как лихорадила страну ситуация с дальнобойщиками, когда попытались ввести систему «Платон», которая должна была собирать платежи с владельцев фур за порчу дорожного покрытия. На сегодня удалось нивелировать конфликт. Очевидно, что деньги нужны на восстановление дорог, а во всем мире за это платят, и существует необходимость очистить город от большегрузов. Но вопрос в том, как эти нововведения внедрять? Революционным путем мы не создаем условия для работы, а убиваем бизнес», – делится своим мнением источник в управлении.

Риторику сотрудника ведомства поддерживают и «фронтовики». Нововведения не приведут к урегулированию вопроса стихийных парковок большегрузов, уверены активисты, а только вызовут возмущение водителей количеством штрафов и отсутствием стоянок и сервисов. «Власть снова копает сама под себя. Создается впечатление, что у нашего государства нет альтернативы штрафам. Безусловно, это вызывает отвращение к власти и риски для возникновения бунтов», – возмущается Алексей Савоськин.

 

Главного выгодополучателя и интересанта возникновения поправок федерального Минтранса общественники видят в лице крупных транспортных компаний. Эксперты рынка уверены, что когда предложение ведомства будет поддержано, сократится конкуренция в лице малого бизнеса, а крупные перевозчики смогут поставить более высокие цены на услуги трансфера. «Сегодня, например, строительный бизнес в основном привлекает на работу частников: проще заплатить 300 газелькам, чем брать большегрузы. Очевидно, что новые правила игры выгодны крупным игрокам рынка, которые намерены избавиться от неудобных соперников», – считает собеседник издания.

Между тем эксперты говорят о провале закона из-за полного отсутствия инфраструктуры. Так, в Тюмени для длинномеров действует только одна стоянка, рассчитанная примерно на 150 мест. Очевидно, что этого будет недостаточно для областного центра. Кроме того, не развита и сервисная служба. «Где в Тюмени отремонтировать грузовик? Это вам не Подмосковье, где есть СТО для всех машин. И людям легче заплатить чуть больше за ремонт и уже завтра выходить на работу, не простаивая, чем копаться под капотом возле дома целую неделю», – добавляют эксперты.

Федеральная инициатива может быть опасна и снижением бюджетных доходов. По словам аналитиков, в статье закона не учтены физические лица. Несмотря на то, что техника задействована в больших компаниях, ей может владеть один человек. «Закон должен ориентироваться не на собственников, а на сам факт использования автомобиля», – отмечают представители бизнеса.

Полностью поддерживают поправки ведомства эксперты общественного совета при Минтрансе, усмотревшие в инициативе контртеррористическую составляющую. «Сегодня назрела необходимость навести порядок на рынке автотранспорта. Любой крупногабаритный объект транспортной инфраструктуры подлежит охране во избежание актов терроризма. Кстати, на железной дороге вагоны стоят только на специальных станциях отстоя, в остальных случаях на общих путях – строго по нормативу, сверх норматива – плати за простой. Думаю, инициатива министерства вполне разумная», – высказал позицию член общественного совета Владимир Крачун.

Представители предпринимательского сообщества уверены, что избежать социального взрыва возможно только в случае пересмотра приоритетов закона, который должен учитывать интересы малого и среднего бизнеса. Возможно, стоит посмотреть на опыт Европы, где у малого бизнеса по определению не может быть крупногабаритного транспорта, поскольку его эксплуатация требует серьезных вложений.


Источник