Постановление «О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения в границах города» в период неблагоприятных метеоусловий (НМУ) глава Челябинска Евгений Тефтелев подписал на прошлой неделе. В нем, в частности, указано, что временное ограничение въезда в Челябинск грузовых транспортных средств касается автомобилей, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям экологического класса 3 и ниже. Исключение будет сделано для международных перевозок грузов, а также перевозок продуктов питания, лекарств, животных, топлива, семян, удобрений, почты, грузов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. Также под запрет не подпадают машины, перевозящие дорожно-строительную технику и материалы, применяемые для аварийно-восстановительных и ремонтных работ, и транспортные средства военных.
На въездах в город уже начали появляться необходимые знаки и аншлаги, ограничивающие движение транспортных средств. В понедельник, 27 ноября, на аппаратном совещании в мэрии Челябинска прозвучала информация о первых нарушителях.
Оказалось, что за минувшие выходные, когда в городе были объявлены НМУ первой степени, в Челябинске было составлено 15 протоколов о превышении автомобилями норм по выхлопам. Не все они, кстати, оказались большегрузными.
«Когда в Челябинске будет вводиться режим НМУ, будем ограничивать не только въезд в город большегрузов, но и поездки по городу транспорта, у которого выхлоп не соответствует нормам, — рассказал Znak.com Евгений Тефтелев. — Мы на этой неделе приобретаем еще порядка 10 газоанализаторов, которые помогут организовать работу не только на въезде в город, но и внутри. Область тоже штук 20 приобретет. На сегодня у ГИБДД есть 5-6 газоанализаторов».
Кроме того, сегодня глава города поручил управлению торговли проработать вопрос с сетевыми организациями и определить график заезда машин с продуктами и товарами в город. «Хотим сделать так, чтобы это происходило преимущественно в ночное время.
- Днем постараемся минимизировать количество грузового транспорта в городе, — подчеркнул градоначальник. — Посмотрим, как можно заезжать по объездным дорогам».
По мнению Евгения Тефтелева, при желании перевести на ночной режим работы можно и строительные фирмы, для которых песок, щебень, цемент и плиты ЖБИ завозят из-за города. Муниципальным предприятиям, хоть их транспортные средства, вероятно, и не будут часто подвергаться проверкам, тоже придется жить по новым правилам.
«Холод (директор ООО „Общественный городской транспорт“ Дмитрий Холод — прим. ред.) на последнем заседании штаба у губернатора Бориса Дубровского докладывал, что у них на выезде стоят газоанализаторы. Специалисты проверяют техническое состояние транспорта и только потом выпускают в рейс. Считаю, что так должны работать все предприятия города. Статистика говорит, что около 30% вредных примесей в воздухе формируют автомобили, прежде всего, грузовые. Нужно что-то с этим делать», — заключил Евгений Тефтелев.
Руководитель «Первой транспортной корпорации», депутат гордумы Челябинска Станислав Новичихин также не сомневается, что все его автобусы пройдут проверку на предмет экологичности. «У нас большая часть техники работает на метане, у наших автобусов максимальный класс экологичности. Так что к проверкам мы готовы, — заявил Znak.com Станислав Новичихин. — Думаю, полезно будет узнать, чей транспорт загрязняет атмосферу. Не знаю, насколько объективной получится картина, но попробовать нужно».
Впрочем, не все коммерсанты разделяют оптимизм народного избранника и главы города.
«Я не совсем представляю, как эта система будет работать, — поделился сомнениями с журналистами Znak.com руководитель одного из автотранспортных предприятий.
— У нас по 180 дней в году бывают НМУ. А у меня 150 мужиков работают водителями. Что им делать в эти дни? Домой идти? У них заработок зависит от количества отработанных часов. Они так месяц „поотдыхают“ и уволятся.
- У нас город промышленный, - продолжил свою мысль перевозчик. - Предприятия все практически в центре, им продукцию отгружать нужно. Когда они это должны делать? По ночам? Так ночью оплата другая, в кризис компании разорятся. Строителям тоже домой придется уходить — раз материалы им никто не привезет. А возить плиты, щебень, песок ночами — не вариант, карьеры и заводы по ночам не работают».
Но главное, по мнению нашего собеседника, введение этих мер кардинально не изменит экологическую ситуацию в городе.
«У нас проспект Ленина постоянно стоит в дыму, от памятника Курчатову до отеля „Видгоф“. Много вы там грузовиков видели? Не ездят они там.
- В других городах транспорта не меньше, чем у нас, а такого смога нет. Москва постоянно стоит в пробках, но там нормально дышится. У нас же нашли главную проблему — грузовики. Я в субботу ночью ехал по Советскому району — был стойкий запах резины. Грузовиков на улице не увидел, общественного транспорта — тоже, машин мало. Откуда вонь? Грузовики на КПП надымили? Все же прекрасно понимают, что смог идет от предприятий, которые делают выбросы в ночные часы», — рассуждает бизнесмен.
Он утверждает, что такие меры, когда проверки грузовиков начались без предупреждения, в очередной раз заставили его и некоторых его коллег задуматься о переезде в другой город:
«Что ни день, то „прекрасные“ новости: рутений в воздух выбросили, ртуть в реку слили, сейчас еще грузовики в город запускать перестанут!»
«Как мне кажется, штрафные санкции должны предъявляться не только и не столько владельцам автотранспорта, сколько фирмам, которые проводят техосмотр, — прокомментировал другой коммерсант, попросивший не называть его фамилии. — Автобусы проходят технический осмотр два раза в год. Проверяют их в том числе и на предмет соответствия экологическим требованиям. Но, уверен, во многих случаях написанное в карте будет отличаться от того, что покажут газоанализаторы. Легковой транспорт тоже далеко не весь пройдет проверки анализаторами — очистная система устарела. Еще неплохо было бы установить жесткий контроль за качеством бензина на заправках. По оценкам экспертов, порядка 80% топлива ниже по качеству, чем по документам. И у меня еще вопрос — что делать с машинами, которые не пройдут проверки? К примеру, КамАЗ не может соответствовать экологическим требованиям. Надеюсь, у тех, кто затевал эту реформу, есть видение, как должна развиваться ситуация дальше».
Впрочем, пока официальных обращений от обеспокоенных коммерсантов в органы власти не поступало, как и к бизнес-омбудсмену Александру Гончарову.
Вице-спикер Заксобрания области и председатель регионального отделения «Деловой России» Константин Захаров отмечает, что Челябинск в этом отношении не стал первооткрывателем. «Любые меры, которые принимаются в Челябинске, уже где-то работают. В том числе по большегрузам, — отметил Константин Захаров. — Для этого компаниям, которым жизненно необходимо передвигаться по городу, выдаются разрешения, они за них платят в бюджет. Эти средства идут на природоохранные мероприятия. Тем самым решаются два вопроса — ограничение движения и получение дополнительных доходов. Во многих странах и муниципалитетах запрещено движение транспорта ниже класса Евро-5. Нам тоже не нужно изобретать велосипед, а можно взять лучшие мировые практики. Конечно, в случае введения таких стандартов нужен будет какой-то переходный период.
И ограничения нужны не только для грузового транспорта, но и для легковых машин».
По словам Константина Захарова, сегодня выбросы промышленных предприятий на 30% ниже тех, что были у них же в 1991 году.
«Это известно благодаря киотскому протоколу. Что же касается транспорта, то его количество выросло, нагрузка на экологию стала запредельной. Эту проблему решали по-разному. В некоторых муниципалитетах машины делили пополам, транспортным средствам с четными номерами разрешено было ездить по одним дням, с нечетными — по другим. В Токио вводились такие правила, — вспомнил вдруг депутат. — В Пекине сегодня нельзя купить автомобиль, это право разыгрывается в лотерею. Можно приобрести только электромобиль. Надеюсь, что нас это в таком масштабе не коснется».
Коллега Захарова по Заксобранию Александр Мотовилов убежден, что вопросами экологии следует заниматься комплексно, а не останавливаться на одних грузовиках.
«Хорошо, что администрация города взялась решать этот вопрос. Но, на мой взгляд, нам нужна независимая экологическая экспертиза с привлечением специалистов из других регионов, — подчеркнул Александр Мотовилов. — Да, она требует дополнительных вложений, но когда будет независимое исследование, появится ясность, откуда в Челябинске смог, какую долю в его формировании занимают предприятия, Коркинский разрез, городская свалка, транспорт и так далее, каково процентное соотношение выбросов. Нужно проанализировать деятельность металлургических комбинатов и неметаллургических предприятий, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. К примеру, в поселке Федоровка есть предприятие, которое делает теплоизоляцию. Выбросы от него накрывают не только Федоровку, но поселки Смолинский, Маяковского и Новосинеглазово. То же самое касается предприятий, которые производят асфальт. У нас через центр города проходит мощнейшая железнодорожная ветка… Много всего следует учесть. Поэтому хочется, чтобы наша администрация не останавливалась на одних большегрузах».
В ближайшее время будет официально объявлено еще об одной экологической инициативе властей. На сегодняшнем заседании рабочей группы по экологии при губернаторе Борисе Дубровском было решено сократить размер налога на движимое имущество представителям крупного бизнеса на ту сумму, которую они затратили на природоохранную деятельность, а мелкий и средний бизнес освободить от уплаты данного налога. Глава региона пообещал внести этот законопроект уже на заседании 30 ноября 2017 года. Вероятнее всего, депутаты ЗСО примут его в первом чтении.
Источник