Коллизия с российскими автоперевозчиками по-разному оценивается сообществом Украины, однако в стране все громче раздаются голоса о необходимости взвешенного подхода к грузовому транзиту как к одному из немногочисленных факторов, составляющих сегодня фундамент поддержи национальной экономики. 

В сухом остатке

Цена акции по блокировке российских фур может оказаться весьма высокой для целого ряда украинских подотраслей, включенных в систему обслуживания транзитных автоперевозок - от сферы услуг и торговли топливом до логистического бизнеса. К тому же автомобильный транзит достаточно объемно представлен в структуре грузовой базы Украины. Так, согласно данным Госкомстата республики, даже в 2014 году, серьезно затронутом геополитическим конфликтом на востоке, транзит автомобильным транспортов через Украину увеличился почти на 4% и достиг 5,8 млн т. Даже если учесть, что далеко не все эти объемы приходятся на проблемную ныне ось ЕС – РФ, и даже с учетом сегодняшнего спада спроса на грузоперевозки в целом (прежде всего в потребительском сегменте), остается весьма заметной потенциальная загрузка, дающая и прямые доходы украинским перевозчикам, и косвенные бюджету, причем в твердой валюте.


Частично оценку возможных утрат можно спрогнозировать с опорой на данные Мининфраструктуры, сообщившего о блокированию в России (или у ее границ) свыше 6 тыс. украинских фур, и это только «моментальный срез» потерь украинских грузоперевозчиков. По данным того же министерства, на территории Украины оказались заблокированными примерно столько же российских фур - этот грузопоток, как и доход от него, также можно смело читать потерянным Украиной.


О недовольстве дестабилизацией сферы транзитных автоперевозок уже заявили на украинской стороне, причем, что симптоматично, наиболее четко обозначила позицию та самая Закарпатская область, где стартовала гражданская инициатива по блокированию российских автоперевозчиков. «Да, есть противостояние Украины с Россией, есть Восток и Запад Украины, которые никто не делит. Но мы должны осознавать еще и то, что на Закарпатье зарегистрированы свыше 4 тысяч грузовиков, и Закарпатье занимает 3-е место по этому показателю в Украине. Если сто граждан будут решать судьбу тысячи людей, которые кормят свои семьи, тогда возникает вопрос: или нет коммуникации силовиков с общественными организациями, или ее необходимо налаживать», - заявил 17 февраля глава постоянной комиссии областного совета по вопросам законности, правопорядка, имущества и приватизации Виктор Русин. Эти слова были произнесены спикером в ходе расширенного заседания постоянной комиссии Закарпатского облсовета с участием правоохранителей, силовиков и регионального руководства, посвященного анализу последних дестабилизирующих событий. «Такое впечатление, что кто-то раскачивает ситуацию в нашем мирном крае», - отметил Русин. Позицию Закарпатского областного совета обозначил его глава Михаил Ривис: «Если закарпатцы, в т.ч. и патриотические силы края, хотят проводить какие-то акции, областной совет готов поддержать их в правовом поле. Это – наши граждане, и их стремления, чувства нам важны. Все их обращения мы будем рассматривать на сессиях и в комиссиях. Так будет и далее. Я уверен, что никто не заинтересован в нарушении спокойствия на Закарпатье. Но если правоохранительная система не будет обеспечивать правопорядок и покой в крае, будем действовать в рамках действующего законодательства».

Не рыночная стихия

Практически еще на этапе раскручивающейся блокады прозвучали отрезвляющие голоса жителей Закарпатья. «Сегодня около 13 часов около с. Сусково Свалявского района около семи десятков протестующих вышли на трассу Киев – Чоп. Таким образом они стремились привлечь внимание властей к блокированию украинских грузовиков в России. Люди сообщили, что более 100 украинских грузовиков уже задержаны на территории России, среди них есть и дальнобойщики из Закарпатья», - сообщило Главное управление Национальной полиции в Закарпатской области. Ситуацию удалось урегулировать, и протестующие разблокировали автомагистраль.

Как свидетельствует хронометраж событий у границ Украины с Евросоюзом, торпедирование российского транзита на местах было далеко не последовательным. Избежать, возможно, худших сценариев удалось благодаря действиям местных властей, в то время как реакция центральных в лице руководства кабмина Украины была и остается запаздывающей и половинчатой. Так, 13 февраля, в разгар гражданской акции в Закарпатье, вспыхнул конфликт между протестующими и украинскими автоперевозчиками, въехавшими со стороны ЕС с транзитными грузами, предназначенными, в т.ч., и для российских получателей. В результате пункт пропуска «Нижние Ворота» оказался затромбированным в обе стороны для всех автоперевозчиков независимо от страны происхождения и получения груза, и только переговоры с участием правоохранителей смогли погасить противостояние – проезд был освобожден, семь российских фур в сопровождении полиции проследовали через границу в Словакию.


«Ситуацию удалось урегулировать, однако причины конфликта не ликвидированы, - заявил, комментируя данное событие, глава Закарпатской областной госадминистрации (ОГА) Геннадий Москаль. – Их можно устранить только на уровне кабинета министров Украины».


Иной оказалась судьба других российских фур, пытавшихся проехать в тот же день, 13 февраля, через тот же пункт пропуска в Европу – активисты развернули их, и присутствие правоохранителей не помогло перевозчикам. 15 февраля через переход «Дъяково» российскому перевозчику удалось проехать в Румынию; через переход «Ужгород» прошли две российские фуры на Словакию. В эти же сутки через закарпатские переходы въехали и беспрепятственно прошли погранично-таможенный контроль на украинской стороне около 100 российских фур, следовавших из Румынии, Словакии, Венгрии обратно в Россию. «Поток грузовых автомобилей с российской регистрацией через Закарпатье резко уменьшился, но не прекратился. За минувшие сутки (с 8.00 воскресенья и до 6.00 понедельника) через контрольно-пропускные пункты, расположенные в области на границе со странами Евросоюза, всего проехало 11 российских грузовых автомобилей. Из них 4 – из Украины в Евросоюз (очевидно, водители российских фур находят пути объезда акции по блокированию), и 7 – в обратном направлении, из Евросоюза в Украину», - указано в материалах Закарпатской ОГА. Как отмечают украинские аналитики, не исключено, что блокада в отдельных случаях была «прозрачной» небескорыстно.

15 февраля Геннадий Москаль направил телеграмму правительству с требованием срочно обозначить позицию в отношении российских автоперевозчиков. Через двое суток, 17 февраля, глава ОГА высказался несколько в ином ключе - адресуясь к региональным правоохранительным и силовым структурам, он заявил: «От вас зависит стабильная ситуация в области, от ваших четких и принципиальных действий. Вы же видите, что тут достаточно зажечь спичку, как огонь сразу же перекинется на всю Украину. Примером этому является блокирование транзита российских фур, которое началось из Закарпатья и пошло по всей Украине. Кабмин хоть и отреагировал, временно приостановив транзитные перевозки грузов из России территорией Украины, однако ситуация полностью не разрешена». Ряд украинских аналитиков высказались еще жестче – по их мнению, конфликт изначально был срежиссирован, и следует искать, кому он был политически и экономически выгоден. Ясно одно: объемы транзита, утраченные Украиной, как нельзя кстати придутся Польше, Беларуси, да и зарубежные порты останутся в выигрыше - Констанца, Новороссийск, Санкт-Петербург. Тезис «Украина - транзитная страна» все более становится историей. Разрушить легко, созидать трудно.

Владимир Каткевич 


Источник