3 апреля в Москве прошел митинг дальнобойщиков, уже несколько месяцев выступающих против новой системы взимания платы за проезд грузового транспорта "Платон". Акция объединила протестующих из разных регионов страны. «Новая газета» опросила российских политиков, считают ли они нужным поддерживать вспыхнувший социальный протест и каким образом планируют это делать.
По словам организаторов, митинг 3 апреля собрал около 250 человек. Некоторые СМИ сообщили, что представителей политических партий на акции не было. По другим сообщениям, наоборот, большинство собравшихся были не дальнобойщики, а присоединившиеся к протесту политики.
Так, партия «Яблоко» заранее объявила, что дальнобойщиков поддержит: на сайте партии был анонс, а после мероприятия опубликованы красочные фото. Правда, не на основном сайте, а на странице регионального московского отделения. Представлял партию на митинге не признанный неформальный лидер Григорий Явлинский, не официальный председатель партии Эмилия Слабунова и даже не лидер московского отделения Сергей Митрохин, а зам Митрохина Галина Михалева. Вместе с ней на акции было 15–20 яблочников.
«У нас целая группа была от партии, из московской организации, – рассказала корреспонденту «Новой» Михалева. – Мы с дальнобойщиками дружим, они к нам приходили еще до начала этой кампании. А сейчас у нас пойдет общественная кампания по регионам. Наши региональные организации будут с ними связываться. Сейчас тоже уже есть связь – в Питере и других регионах, но мы это будем целенаправленно делать. Как это будет выглядеть? Общественная кампания всегда выглядит более-менее одинаково: уличные акции, сбор подписей и передача требований в органы власти, а также налаживание контактов, в том числе в контексте избирательной кампании».
По словам Михалевой, именно она занимается в партии этим вопросом, потому и участвовала в акции: «Я отвечаю за общепартийные акции на федеральном уровне. Дальнобойщики приходили к нам, когда Митрохин еще был председателем федерального «Яблока», у нас давно налажены контакты. А у Митрохина в этот день была публичная лекция, давно анонсированное мероприятие, он прийти не смог».
Одним из заявленных участников мероприятия числилась «Справедливая Россия». Однако думский депутат-«эсер» Олег Нилов почему-то перевел разговор на другой митинг, который его партия провела днем раньше, 2 апреля, в Петербурге – за отмену транспортного налога. Якобы это говорит об отношении партии к проблеме дальнобойщиков и о ее возможном решении в комплексе других транспортных проблем. Но в резолюции этого митинга система «Платон» даже не упоминается.
«В Москве на акции не был, не могу ничего сказать. Проблему дальнобойщиков решать в отрыве от всех остальных – автовладельцев, транспортных предприятий – очень сложно, – в итоге сказал Нилов. – Одну проблему всегда смогут заболтать. Мы не говорим, что их проблему решать не надо. Но выходя с протестом одного конкретного гражданина, всегда нужно делать предложение: где взять эти деньги, если мы не согласны, что нужно их взять с дальнобойщиков. Мы и говорим. А они пусть выходят! Выйдет дальнобойщик, рабочий, аграрий отдельно – нет проблем. А партии объединяют людей разных профессий и пытаются найти общий подход».
Партия Прогресса, возглавляемая Алексеем Навальным, напротив, как раз активно участвует в протестах. На московском митинге выступил руководитель городского отделения Николай Ляскин. Он рассказал, что партия помогла с организацией акции. «Я не знаю, сколько на митинге было членов нашей партии, но гораздо важнее, сколько там дальнобойщиков, – говорит Ляскин. – А дальнобойщики были более чем из 20 регионов. Партия Прогресса оказала им посильную помощь в организации мероприятия. Звук, например, мы делали – это в основном техническая помощь. Ну и наши партийцы тоже приходили, потому что мы считаем, что «Платон» – абсолютно незаконная схема».
Ляскин напомнил, что его партия попыталась оспорить в суде законность концессионного соглашения по системе «Платон». «Мы с дальнобойщиками всегда на связи, – сказал он. – В субботу я был у них на конференции. При необходимости мы оказываем им юридическую помощь».
Член центрального совета Партии Прогресса Владислав Наганов также отметил недавно опубликованную статью Владимира Ашуркова о незаконности введения системы «Платон». «Решение поддержать дальнобойщиков было давно принято, для них были разработаны специальные наклейки, мы их распространяли, – рассказал Наганов. – Наш юрист Виталий Серуканов им также помогал. Поможем и дальше, если будут возникать юридические сложности. И конечно, мы поддерживаем политическое требование отменить «Платон».
Лидер «Другой России» Эдуард Лимонов, по его словам, не хочет быть похожим на прихлебателей от политики и поэтому поддерживает протесты дальнобойщиков, но издалека. Он считает, что работяги должны сами отстаивать свои права. «Я считаю, что, конечно, «обдиралово» – брать такие деньги за проезд по дорогам, – сказал Лимонов. – И это повышение цен отразится на всех нас: все, что перевозится на большегрузных автомобилях, немедленно будет стоить дороже. Конечно, я сочувствую дальнобойщикам. Но там уже столько поддерживающих! Люди, которые просто выступают с протестами для того, чтобы урегулировать какую-то свою проблему, обычно осторожно относятся к тем, кто пытается заработать на них политический капитал. А там были все эти ПАРНАСы, это мне как раз не нравится. ПАРНАС бежит туда, к работягам, и пытается заработать на этом очки. Надо понимать, что многие политики лжецы. Поэтому я считаю, что работяги должны сами добиваться своих прав и с осторожностью относиться ко всей этой набежавшей публике. Там уже стоит сто один прихлебатель, и КПРФ там суетится. Я не хочу быть одним из них».
В КПРФ за поддержку дальнобойщиков отвечает депутат Госдумы Владимир Родин. Он рассказал, что КПРФ поддерживает дальнобойщиков уже давно. «Я пришел на этот митинг, о чем сейчас практически жалею, и просто отчитался, – рассказал «Новой» Родин. – Партия собрала 90 подписей в Госдуме. Этого достаточно, чтобы обязать Конституционный суд в срочном порядке рассмотреть наше заявление о конституционности этого нововведения. Ни одна другая оппозиционная фракция не может этого сделать. Суд на днях объявил, что он принял к рассмотрению это заявление».
В целом позиция Родина сродни лимоновской: поддерживаем, но с «прихлебателями» рядом даже стоять не хотим.
«Светлана Стоша, которую я давно знаю и которая в числе первых к нам обращалась, приехала и пригласила меня выступить, сказала, что они приглашают все партии, – сказал Родин. – Я считаю, что это неверный шаг для любой общественной организации. Сразу прибежали с флагами люди, которые впервые видели друг друга. Пришли все политиканствующие, включая ПАРНАС, «Демвыбор»... Многих я впервые видел. Где был Милов, когда дальнобойщиков надо было защищать, когда пикеты разгоняли? Когда нужно было помогать структурам в регионах? И когда на митинге внезапно возникло «Долой Путина»... Единственная сегодня надежда, что кто-то может остановить этот беспредел зарвавшихся чиновников, это Путин. Надо распустить правительство, и только Путин может это сделать, а война сразу и с правительством, и с Путиным означает хаос. Тот, кто хочет хаоса, цветной революции, все прибежали на этот митинг».
Справка:
С 15 ноября в России заработала система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой 12 т в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название «Платон» («плата за тонну»). Тариф за проезд грузовиков был установлен на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути. Регистрация в системе станет обязательной с 15 апреля, а срок действия обычных маршрутных карт будет сокращен с 30 до 7 дней. Введение новой системы вызвало волну протестов, не прекращающихся по сей день.
Источник