Недобросовестные автогрузоперевозчики не только разрушают дороги «из-за своей жадности», но и, допуская перегруз в 2–3 раза больше нормы, сокращают объем работ для своих коллег и снижают налоговые поступления в бюджет. Об этом говорится в обращении ассоциации «Грузавтотранс» к премьер-министру Дмитрию Медведеву (письмо есть в распоряжении «Известий»). Правильным методом решения этой проблемы, по мнению экспертов Высшей школы экономики, станет создаваемая в России государственная система весогабаритного контроля (АСВГК), которая является частью нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Грузоперевозчики при этом подчеркивают, что отдельные владельцы грузовиков пытаются переложить ответственность на государство и сами загнали себя в тупик, десятилетиями соглашаясь на перегруз, увеличивая прицепы для загрузки 80 и более тонн вместо положенных 40. Водители легковых машин и автобусов считают перегруженные фуры серьезной опасностью на дорогах.

Как указано в письме «Грузавтотранса», большинство участников рынка перевозок — в частности, зерна — работают с грубейшими нарушениями. Основной проблемой были и остаются криминальные по сути перевозки с существенным перегрузом. При этом, отмечает ассоциация, в результате отсутствия тотальной системы контроля за соблюдением законодательства и происходят систематические нарушения. Кроме того, это способствует росту теневого сектора экономики и всё больше повышает опасность дорожного движения.

«Перевозчики, которые стараются не нарушать закон, в итоге теряют заказчиков, не имея возможности конкурировать по стоимости услуг с «махинаторами»», — говорится в письме.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин подчеркивает, что это письмо можно рассматривать в качестве горячей поддержки АСВГК как важной составной части национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

— АСВГК создается именно для того, чтобы навести порядок на дорогах, исключить существующую сегодня массу злостных нарушителей-грузоперевозчиков. И АСВГК даст конкурентные преимущества честному перевозчику, который работает по правилам, — считает Михаил Блинкин.

До 2024 года на федеральных трассах будет построено 387 пунктов АСВГК. Сегодня в тестовом режиме работают 28 таких «умных весов». Они позволяют в безостановочном режиме проверять соблюдение грузовиками установленных весогабаритных норм. Предполагается, что штрафовать нарушителей в автоматическом режиме будет Ространснадзор. Статистика работы пилотных пунктов, как ранее отмечал Росавтодор, показала, что каждый третий грузовик едет с перегрузом. Учитывая, что в РФ зарегистрировано более 6,5 млн грузовиков, нарушителями могут являться свыше 2 млн большегрузов.

Необходимость автоматизированной системы взвешивания грузовиков на слушаниях проекта АСВГК в Общественной плате РФ, состоявшихся в конце прошлого года, поддержал и президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) депутат Госдумы Евгений Москвичев.

— Нужна автоматизированная система взвешивания. Никакая ручная на территории Российской Федерации неспособна отконтролировать 1,5 млн км дорог. Нами как депутатами был принят закон, что сыпучие грузы свыше 40 т мы запрещаем возить. К сожалению, этот закон не исполняется, — пояснял он.

Опрошенные «Известиями» грузоперевозчики отмечают, что значительное число владельцев грузовиков должны винить в проблеме перегруза самих себя.

— Вопрос десятилетней давности с перегрузом и отдельно по зерновозам никак не связан с федеральной системой весогабаритного контроля. 

Складывается дикая для нормального предпринимателя ситуация: дальнобойщики самыми разными способами увеличивают прицепы, нашивают доски, приваривают к самосвалам дополнительные борта, а потом загружаются по 100 т и винят всех вокруг.

Это как пить водку вместо молока, а потом обвинять государство и врачей в больной печени, — говорит индивидуальный предприниматель Егор Федяев, владелец двух грузовиков с заводскими датчиками нагрузки на ось.

«Грузавтотранс» в своем письме перекладывает ответственность на грузовладельцев, которые «вынуждают перевозчика «гробить» дорогостоящее оборудование (тягач, прицеп), платить штрафы и разрушать дороги». Однако искать правых или виноватых не надо, считает Михаил Блинкин.

— Надо, чтобы на рынке не было перевозчиков, которые допускают перегрузы, превышения допустимой осевой нагрузки. АСВГК, полностью автоматическая, исключающая «человеческий фактор» при проверках, нужна не для того, чтобы заработать деньги на перевозчиках с помощью штрафов, наоборот, цель заключается в том, чтобы штрафов вообще не было. Она должна в разы снизить число нарушителей, которые путем несправедливой конкуренции вышибают хороших перевозчиков с рынка, да еще и разрушают дороги, — заключил эксперт.

Также «Грузавтотранс» просит контролирующие органы организовать тотальный контроль во всех пунктах приемки зерна (терминалы, порты), чтобы ни одна машина не могла заехать к грузополучателю. Собеседник «Известий», работающий на рынке продажи зерна, выразил непонимание, почему государство должно обязать частные терминалы ставить дополнительные весы.

— Объем загрузки — вопрос коммерческих взаимоотношений заказчика и перевозчика. У нас больше половины дальнобойщиков — физические лица. Они работают без договоров через посредников, отдавая им половину заработка. И эта проблема существеннее, чем размер ставки за перевозку и перегруз. 

Работа в «серую» без юридического статуса оставляет перевозчика в бесправном состоянии, — пояснил он.

По мнению рядовых автомобилистов, перегруженные фуры являются серьезной угрозой безопасности дорожного движения.

У водителей легковых машин и автобусов нет и не будет понимания, почему владельцы перегруженных грузовиков не думают о безопасности, добавил координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

— Особенно тревожно, когда перегруженная фура ползет в гору. Всегда представляешь, как у нее отказывают тормоза, не рассчитанные на такой перегруз, и она летит в тебя на полном ходу. Был свидетелем происшествия, когда в Ставропольском крае зерновоз скатился с горки и «сложился». Зрелище не для слабонервных. Слава Богу, тогда никто не пострадал, но это была всего лишь счастливая случайность, — рассказал он.