Недовольные «Платоном» водители большегрузов могут разделить участь оппозиционеров 2011–2012 годов. Они отказались от политизации и от радикализации движения, но намерены организовывать поездки по всей России. Пока перевозчики собирают участников первого автопробега, политологи прогнозируют протесту скорое забвение.

Организаторы стартующей 27 мая поездки ставят целью объединить дальнобойщиков  в борьбе за их права. Сначала они направятся из Петербурга в Нижний Новгород, там сделают остановку (с 9 по 14 июня), после чего транзитом через Тюмень поедут в Москву 25 июня.

На сайте движения «Объединение перевозчиков России» (ОПР) акция представлена как некое туристическое, если не сказать романтизированное мероприятие с ироническими нотками. Почти никакой политики. Называется оно так: «Удивительное путешествие дальнобойщиков по России». В анонсе говорится: «Впереди у путешественников дорога, встречи, знакомства, разговоры и множество поводов для ярких впечатлений, положительных эмоций и конструктивных дискуссий. У каждого из нас есть шанс присоединиться, задать вопросы, поделиться мыслями о том, что именно можно сделать ради извечного: кому на Руси жить хорошо».

Председатель ОПР Андрей Бажутин подчеркнул, что «акция вовсе не романтическая»,  такой формат выбран для того, чтобы «не возникло проблем с властью». А вот «если мы будем агитировать всерьез, без шуток, нас могут обвинить в проведении несогласованной акции». Между тем в регионах организаторы уведомили администрацию городов о проведении автопробега, и во многих местах его уже не согласовали.

Мероприятие не даст никаких результатов, считает руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов: «Если написанные на сайте цели не соответствуют фактическим, это говорит о слабости, если они готовы бороться, надо бороться, а не притворяться белыми и пушистыми».

Председатель ОПР на это ответил: на самом деле автопробег имеет характер социального и экономического протеста. Он подчеркнул, что требование отмены системы «Платон» – первоочередная задача, и одним из лозунгов будет «Акциз, налог один – мы большего не отдадим!» Еще одна цель – оповестить общество о создании ОПР. Бажутин говорит, что сейчас координаторы в городах занимаются поиском площадок для встреч участников автопробега с местными жителями и стоянок.

«Мы будем снимать дороги, – продолжает он. – Министр транспорта Соколов заявил, что две трети дорог в отличном состоянии, мы хотим доказать, что он не прав». Бажутин подчеркнул, что в «путешествии» примут участие легковые автомобили, будет задействован только один грузовик и один микроавтобус. Все автовоинство будет расписано символикой, лозунгами, увешано флагами движения и плакатами. «Мы думаем, что участников будут десятки, но надеемся, что это будут сотни», – заявил председатель ОПР.

К таким планам дальнобойщиков, впрочем, есть вопросы.  Учитывая, что на создание ОПР понадобилось куда больше времени, чем планировали перевозчики, не факт, что у них сразу все получится и с «удивительным путешествием». Видимо, нерешенными остаются и организационные вопросы. Не вполне понятно, есть ли информцентр, а если есть, то почему новости не выходят за пределы группы людей, интересующихся этой темой? Сегодня для протеста помимо работы «в поле» требуются еще и пиар-кампания в Интернете, активность в соцсетях, поиск лояльных лидеров мнений, политических или экономических союзников и многое другое.

Раньше у движения было два варианта развития: либо политизация протеста, либо его радикализация. Бажутин считает, что его задержание 19 мая было вызвано опасением властей перед возможной радикализацией ОПР: «Нас власти слышать не хотят и, наверное, боятся того, что мы готовы перейти к экстремистским действиям». Но, подчеркивает он, движение к этому не готово. Вместе с тем он декларирует и деполитизацию ОПР. 

Николай Миронов, напоминая о продолжительности движения (с ноября), считает автопробег «своего рода победой, поскольку протест мобилизован». Однако количество протестующих, подчеркивает эксперт, сократилось, «это было связано с нерешительностью лидеров перевозчиков, которые отказались и от перекрытия дорог, и от союза с политическими силами».

По сути, продолжает он, «этот протест начинает повторять историю массовых белоленточных акций 2011–2012 годов, которые к 2013-му превратились в малочисленные мероприятия: люди разочаровались в них, ведь протестующие не довели дело до конца и ничего не добились». Так что сегодня вопрос надо ставить так: произойдет ли оживление через ту же радикализацию или политизацию? Оба варианта все еще могут дать результат, но первый из них для водителей будет крайне рискован.


Источник