Рынок перевозок грузов автомобильным транспортом в июне 2016 года снова стал замедляться. Тем не менее прогнозы сохранения глубокого спада на нем, которые звучали ранее, пока не оправдались.
На пути к стабильности
Тенденция замедления перевозок началась 3 месяца назад. По данным Росстата, грузооборот автотранспорта в апреле текущего года составил 17,3 млрд т-км, что на 2,1% меньше, чем за аналогичный период 2015-го. В предыдущем месяце темпы снижения были несколько ниже – на уровне -1,5%. В мае и июне, по опросам компаний, динамика грузооборота ухудшилась. Вместе с тем спад в июне отмечается меньше, чем в мае.
Снижение зафиксировано и по объемам грузовых перевозок: клиентам по автодорогам в апреле доставлено около 363,8 млн т, что на 1,2% меньше, чем тот же месяц прошлого года. По этому показателю ухудшение динамики происходило более низкими темпами, чем по объемам перевозок. Не слишком притормозили автоперевозчики и в дальнейшем. Во всяком случае, в июне грузооборот оказался лишь на доли процента ниже, чем в мае.
Причем отмеченный ранее тренд на то, что динамика показателей по объемам перевозок падает медленнее динамики грузооборота, сохранился и в мае, и в июне. Он указывает на то, что доля дальних рейсов по сравнению с маршрутами на более коротком плече продолжает сокращаться.
Сообщающиеся сосуды грузопотоков
Автотранспорт продолжает терять часть грузов из-за взимания сборов в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. С началом навигации прежде всего трафик в значительной мере стал переключаться на водный транспорт. В частности, металлы, лес. Не случайно там отмечен приток и в объемах перевозок, и по грузообороту.
Что касается железной дороги, то в суммарном итоге он сумел отобрать некоторую долю потоков, которые могли бы достаться автоперевозчикам. Например, по данным ассоциации «Карьеры Евразии», тут сыграли свою роль и некоторые другие факторы: в ОАО «РЖД» стали больше внимания уделять перевозкам на расстояния меньше 500 км, развивают перевалочные мощности грузовых дворов и оказывают клиентам сопутствующие услуги, облегчающие доставку до объекта. Кроме того, по ряду номенклатур на железных дорогах стали предлагать более гибкие условия перевозок, что побуждает отправителей проводить работу по сглаживанию сезонности своих перевозок.
Однако одновременно в июне наблюдалась и другая тенденция: некоторые виды грузов стали снова уходить на автомобильный транспорт. Это связано с тем, что в нынешних условиях увеличилась доля отправок грузов небольшими партиями.
Между тем на железных дорогах начались сезонные путевые работы, стали возникать задержки на 3–5 дней с отправками грузов. По ряду номенклатур такая ситуация считается критичной.
Кроме того, в июне ряд железнодорожных операторов стал поднимать цены на свои услуги. Все это явилось причиной того, что некоторые грузы (генеральные, контейнерные) стали вновь переключать на автотранспорт.
Причем многие грузоотправители уже смирились с необходимостью оплачивать автоперевозчикам дополнительные расходы, связанные с выплатами сборов по системе «Платон», и включили их в стоимость своей продукции. Рынок на данном этапе стал понятнее для клиентов, что в определенной степени сыграло на пользу автоперевозчикам. И они сумели воспользоваться этим обстоятельством. Ведь традиционно автотранспорт работает быстрее и заказ оформить несложно.
Международные перевозки в предвкушении оживления спроса
Положение дел на международных маршрутах в начале лета осталось примерно таким же, как и весной. На этот рынок сильное давление оказывают политические обстоятельства, в результате были разорваны многие традиционные логистические цепочки, связывавшие РФ с Европой.
Однако в целом заметны и некоторые улучшения. Они связаны с относительной нормализацией отношений с польской стороной по обмену разрешениями.
Вместе с тем июнь не обошелся без сбоев. В частности, из-за жары в Украине были введены ограничения движения по дорогам для большегрузов. В результате часть потоков переключилась на дороги Белоруссии. Сложности в логистике привели к очередям на границе, что обернулось потерями в международных грузопотоках.
Российский рынок международных автомобильных перевозок, несмотря на кризис, остается одним из самых грузоемких на евро-азиатском пространстве. Автотранспорт обеспечивает четверть внешнеторгового оборота РФ. Российские перевозчики в условиях возрастающей конкуренции сохранили свою долю на рынке в размере 40% от всех импортно-экспортных транспортировок.
Спокойствие, только спокойствие
В июне сколько-нибудь серьезных акций протеста не произошло. Причина простая: на переходный период, по крайней мере до осени, сохранены льготные ставки сборов через «Платон», до 2019 года действует компенсация части платежей в эту систему за счет транспортного налога.
Ситуация, правда, может измениться осенью: как считает президент общественной организации «Ассоциация «Грузавтотранс» Владимир Матягин, анонсированное Росавтодором на этот период повышение тарифов «Платона» окажет негативное влияние на рынок.
«По официальной информации, регулятор намерен осенью проанализировать итоги использования сниженного тарифа и поднять вопрос о его повышении. Избежать рывка цен и сбалансировать ущерб можно, увеличив нормы весовых параметров грузового автомобиля – то есть разрешив грузоперевозчикам увеличить тоннажность перевозимого карго хотя бы на 2 т», – сказал В. Матягин.
По его словам, в таком случае заказчик перевезет больше груза меньшим тоннажем. Перевозчик сэкономит, задействовав, скажем, не 10, а 8 машин, и избежит риска штрафа за перевес транспортного средства. В таком случае и цены для конечного потребителя на продукцию могут остаться практически на прежнем уровне.
Александр Солнцев
Источник