Татарстан лидирует в предвыборном списке «Открытой России» наряду с Санкт-Петербургом: 6 заявок, 3 кандидата в ГД

«Открытая Россия» вербует сторонников в РТ успешнее, чем в Москве: сразу три татарстанских кандидата пойдут на выборы в Госдуму под знаменами Ходорковского. Последним в тройке стал альметьевский дальнобойщик Андрей Лукин, рассказавший «БИЗНЕС Online», как можно совместить симпатии к опальному олигарху с любовью к Родине. В то же время эксперты нашего издания убеждены, что экс-глава «ЮКОСа формирует команду не для выборов, а для революции.

«МЫ РАДЫ, ЧТО В ТАТАРСТАНЕ У НАС ТРИ КАНДИДАТА, ЭТО СВОЕГО РОДА РЕКОРД ДЛЯ НАС»

Татарстан сформировал свой список кандидатов, которые пойдут на будущие осенние выборы при поддержке «Открытой России» Михаила Ходорковского. По численности эта команда не производит особого впечатления — всего три человека, однако в федеральном списке Ходорковского она занимает неожиданно высокое место. Наша республика стала вторым после Санкт-Петербурга российским субъектом, где нашлось больше всего политиков, готовых сотрудничать с опальным олигархом. Даже в пестрой Москве таковых числится всего двое, и лишь северная столица да «регион-лидер» отличились настолько, что политологам остается лишь удивляться: ну ладно, город трех революций — с него и взятки гладки, но почто обласканная федеральным центром РТ подарила экс-главе «ЮКОСа» своих рекрутов? 

Тройку татарстанских «героев», чьи имена мгновенно перекочевали в новостные ленты, замкнул Андрей Лукин, член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик», планирующий выдвигаться по Альметьевскому одномандатному округу. Ранее под знамена Ходорковского в республике встали Рузиль Мингалимов, депутат городского совета из Набережных Челнов, исключенный по этому поводу из «Единой России», а также член «Парнаса» Илья Новиков. В «Открытой России» корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердили, что альметьевский дальнобойщик Лукин утвержден в их списке, и даже прислали его официальную биографию, написанную от первого лица, вкупе с парадным снимком. Судя по всему, татарстанец успел вскочить на подножку уходящего поезда, так как буквально вчера олигарх, живущий то ли в Лондоне, то ли где-то еще на просторах свободной Европы, объявил свою предвыборную обойму состоявшейся и закрыл для других кандидатов двери в «Открытую Россию». Всего в список Ходорковского вошли 25 человек, в основном это активисты протестных движений и партий вроде «Парнаса» и «Яблока».

Имя Лукина и прежде встречалось в прессе — по большей части применительно к акциям ассоциации «Дальнобойщик», выросшей и завоевавшей популярность на волне «дальнобойного» народного гнева против скандальной системы «Платон». Его лицо мелькало среди тех, кто в декабре прошлого года выходил на Старую площадь в Москве, где митинги шумели прямо под окнами администрации президента РФ, а также в числе активистов, учредивших при поддержке КПРФ региональную ассоциацию «Поволжье». При этом, как пишет сам Лукин в автобиографии, ни в какой политической партии он не состоит, а по диплому, полученному в 2012 году в КФУ, является экологом-природопользователем. Дальнобойным промыслом он занимается уже почти пять лет, для чего в свое время зарегистрировал И. П. Но при этом сам оценивает свой бизнес как малый, вернее, «даже как микро». 

Всего, как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель проекта «Открытые выборы» Тимур Валеев, из Татарстана к ним пришло 6 заявок. «Но выбрали мы тех, кто показался нам наиболее перспективным, кто разделяет с нами наши взгляды на политическое будущее России, — добавил Валеев. — Мы рады, что в Татарстане у нас три кандидата, это действительно своего рода рекорд для нас, так как в Санкт-Петербурге в Госдуму планируют избираться два кандидата — Андрей Пивоваров и Наталья Грязневич, а остальные кандидаты идут в Законодательное собрание Северной столицы». 

На просьбу пояснить, в чем же будет выражаться консультативная и организационная поддержка кандидатов со стороны «Открытой России» на будущих выборах, руководитель спецпроекта перечислил следующее: помощь в организации работы штабов, тренинги для самих кандидатов и штабистов. «Открытые выборы», по словам Валеева, — это прежде всего образовательный проект: в рамках его учат искусству фандрайзинга, организации работы штаба и общественных приемных, работе с активистами, волонтерами и избирателями. «Прямого финансирования не предусмотрено, — указывает помощник Ходорковского. — Все, что кандидаты сами с помощью фандрайзинга соберут, то и станет их финансовой платформой. Мы помогаем им специалистами. Например, чтобы было понятно, макет газеты или агитационного материала могут сделать наши дизайнеры, а печатать их должны сами кандидаты, за свой счет».

 

«ПО ОТНОШЕНИЮ К ЭТОМУ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЗООПАРКУ НЕТ ЛЮБВИ — ЗДЕСЬ БРАК ПО РАСЧЕТУ»

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» и главный редактор одноименного журнала Валерий Войтко в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» назвал Ходорковского «преступником». Оговорившись, что «другие мои коллеги считают его пострадавшим от силовиков персонажем». 

«У нас в ассоциации шли, идут и будут идти серьезные споры, — рассказал Войтко. — Среди наших членов много людей, имеющих самые разные, порой противоположные взгляды на жизнь, на судьбу и на политику в том числе. Но мы профессиональное сообщество, которое объединяют общие производственные проблемы: дорога, колеса, грузы. Мы считаем, что-то плачевное состояние в грузоперевозках, которое мы сейчас наблюдаем, это следствие отсутствия диалога в нашем главном законодательном органе — Госдуме. Если бы там были спор и сшибка мнений, то законы, подобные утверждающему систему «Платон», или не прошли бы вообще, или были бы разработаны в более-менее удобоваримом виде. Мы хотим, чтобы Госдума была действительно местом для дискуссий, чтобы депутаты ругались и убеждали друг друга, чтобы не было единодушного голосования за любой закон и в любом виде, подписанный правительством и «Единой Россией». 

По словам Войтко, Лукин не единственный, кого ассоциация «Дальнобойщик» пытается делегировать в Государственную Думу, а также в региональные парламенты. Есть и другие кандидаты, не заключавшие никаких договоров с Ходорковским, но зато работающие с традиционными партиями, чьи политические бренды у всех на слуху. Да и сам Лукин, несмотря на союз с «Открытой Россией», собирается баллотироваться от «Яблока». 

«По отношению к этому политическому зоопарку нет любви — здесь четко брак по расчету, — объясняет координатор «Дальнобойщика». — Важно, что у этих ребят будет право законодательной инициативы — как раз по производственным вопросам. Нам нужны те силы, которые будут в состоянии формулировать и решать производственные проблемы отрасли. Я не думаю, что «Открытая Россия» наберет какое-то колоссальное количество голосов, которое позволит ей распродавать страну в терминологии наших контр-оппозиционеров. Кто-то говорит, что надо свергать Путина, и ради этого готов развалить Россию. У меня точка зрения другая. Мы готовы душить чиновников, оппозиционеров, пятую колонну, лишь бы отстоять страну».

«Я БЫ НИКОГДА НЕ СОГЛАСИЛСЯ УЧАСТВОВАТЬ В КАКОМ-ТО ПРОЕКТЕ ПЯТОЙ КОЛОННЫ»

Сам активист протестного движения дальнобойщиков Лукин рассказал «БИЗНЕС Online», что попал в обойму Ходорковского совершенно случайно. «Я интересуюсь каналами РБК, «Дождь», они мне нравятся, дают информацию более-менее правдивую, — изложил последовательность своего политического «грехопадения» Лукин. — И в интернете наткнулся на информацию (по всей видимости, на пакет предложений «Открытой России», которым она заманивала нестойких кандидатов — прим. авт.), недели две изучал и вот решил участвовать в праймериз. Причем я еще ни разу с ними ["Открытой Россией"] не созванивался, и они со мной не выходили на связь. Я имею в виду, что у них никаких нет условий. Они просто хотят поддержать новых политиков». 

Организацию, созданную экс-владельцем «ЮКОСа» с целью «вернуть эту землю себе», Лукин склонен рассматривать просто как «платформу для новых возможностей», в то время как задача власти — «делать все, чтобы таких возможностей не было». При этом эколог-дальнобойщик поспешил заверить журналиста нашего издания: «Мы не враги власти, наоборот, мы хотим помочь». 

— Но ведь Ходорковского называют врагом Кремля, — резонно возразил «БИЗНЕС Online». 

— Его ассоциируют люди посредством СМИ (с образом врага — прим. ред.), — вступил в полемику Лукин. — Все зависит от СМИ: как они освещают тему, так думает и народ. Я читал книгу Ходорковского, которую он написал в тюрьме. Человек отсидел по уголовному делу — теперь его надо считать врагом народа, что ли? Общественному движению, которое он создал, аналогов в России больше нет… Но дело даже не в Ходорковском. Смысл «Открытой России» — это не Ходорковский.

— Но вы же знаете, что организация, к помощи которой вы прибегаете, создана изначально Ходорковским? 

— Это понятно, но для чего создана? Вы довольны тем, что сейчас в России происходит в различных отраслях? — пошел в наступление Лукин, пытаясь призвать корреспондента «БИЗНЕС Online» под свои оппозиционные знамена. 

Пришлось защищаться и пояснять, что быть всем довольным, так же, как и всем недовольным, — это два патологических состояния. И что обращать внимание на недостатки, безусловно, нужно, но при этом следует оставаться патриотом своей страны. 

— Я всегда был патриотом всей страны! — клятвенно заверил Лукин. — У меня живут здесь дети, я связываю свою жизнь и жизнь своих детей с нашей страной. Не с какой-то европейской страной, а с нашей. И детей учу, чтобы они любили свою родину. Если бы у меня было хоть мельчайшее сомнение, что я буду участвовать в каком-то проекте пятой колонны, я бы никогда не согласился. 

Корни протестных настроений Лукина как представителя могучего племени дальнобойщиков в целом понятны: нехорошая история с насильственным внедрением системы «Платон», раздражение против чиновников вкупе с «совестливыми голосами», раскачивающими лодку по каналам «Дождя», РБК или «Эха». Плюс слишком хорошее знание российский реалий и дорог, которые в том же Альметьевске, по словам активиста ассоциации «Дальнобойщик», в ужаснейшем состоянии. Лукин, согласно его рассказам, не щадит личного времени для общественной деятельности: сам фотографирует зияющие ямы альметьевских трасс, сам составляет и отправляет письма протеста в прокуратуру и президенту Р. Т. Корреспонденту«БИЗНЕС Online» новоиспеченный «стипендиат» Ходорковского тоже прислал снимки разбитого дорожного полотна, которые он сделал в своем родном городе. И действительно — ямы, трещины, лужи. Споткнувшись на таких дорогах, цари обыкновенно теряют короны, после чего восставшие народы долго играют в футбол пыльной шапкой Мономаха.

«ЗАДАЧА «ОТКРЫТОЙ РОССИИ» — ПОДГОТОВИТЬ КОМАНДУ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ ОККУПИРОВАННЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов, чем объясняется сравнительно высокая активность Татарстана в проектах «Открытой России», а также в плюс или в минус зачтется кандидатам помощь Ходорковского. 

Евгений Федоров — депутат Госдумы, координатор Национально-освободительного движения (НОД): 

— Я думаю, что Ходорковский работает не на эти выборы, то есть не в плане того, чтобы пройти в Государственную Думу. Он смотрит дальше, за горизонт. Он напрямую следует решению властей США о ликвидации российской государственности. Напомню слова действующего министра обороны этой страны, что цель США — ликвидация российской государственности. И Обама говорил о ликвидации российской экономики, а ведь ясно, что государство с ликвидированной экономикой существовать не может. Поэтому они уже делят власть после этих событий, после того периода, который по их задумкам должен наступить где-то в следующем году. Соответственно, задача «Открытой России» — подготовить команду будущих управленцев оккупированными территориями после расчленения Российской Федерации на части. 

Тогда все совершенно логично. Представители Татарстана там нужны, потому что американцы в республике очень активно работали. Постоянно взаимодействуют с какими-то людьми в РТ, обеспечивая их деньгами и так далее. 

Санкт-Петербург попал в этот список потому, что именно в этом регионе у сторонников Ходорковского достаточно крепкие позиции, направленные именно на этот процесс. Не на какие-то политические движения, не на какие-то корректировки их курса, а направлены уже на постликвидационный период. На эту команду будет возложена задача убирать с территории РФ лишних людей, заменять их колонистами. Это стандартная схема. 

Поэтому они в этих выборах участвовать не будут. «Открытая Россия» по финансированию иностранная организация, поэтому те люди, которые получают от нее финансирование, участвовать в выборах не могут. Ходорковский это отлично знает, но использует этот повод для того, чтобы сформировать очень жесткую антироссийскую команду и решать последующие задачи. Это как до переворота на Украине у власти были одни люди, а после переворота пришли другие люди, которых вообще не было на политическом пространстве.

«КАК «БОЕВОЙ ОТРЯД РЕВОЛЮЦИИ» ОНИ ПРОЙДУТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ»

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации: 

— Насколько мне известно, люди, которым предлагает свою помощь «Открытая Россия», медийно совсем не раскручены. Их поймали на амбициозности, они хотят свои 15 минут славы. Что касается формирования пятой колонны, то это действительно так. Ходорковский этого и не скрывает. Совершенно ясно, что эти люди не «избирабельны» и вряд ли они на самом деле попадут в законодательные органы. Но как «боевой отряд революции» (Ходорковский ведь не скрывает, что он сторонник революционных изменений в России) они пройдут определенный обряд инициации, и в дальнейшем их можно будет использовать на разных спецпроектах. К тому же этот контингент, который мы сейчас наблюдаем, вполне может оказаться операцией отвлечения на негодный объект. Власти, ЦИК и другие сосредоточатся на том, что будут внимательно следить за тем, как развиваются события вокруг этих кандидатов, а самое главное будет происходить на другом направлении. Ходорковский уже применял эту схему в 90-х годах, когда с помощью такого внедрения в избирательную кампанию просто дискредитировал тех людей, которые не должны были, по его разумению, попасть в Государственную Думу. Периодически он будет объявлять, что поддерживает того или иного кандидата, тем самым выбивая их из избирательной кампании. Во всяком случае, будет стараться это делать. 

Евгений Семенов — руководитель нижегородского филиала фонда развития гражданского общества: 

— Татарстан и Санкт-Петербург в этом списке не случайно. В любом крупном городе страны можно найти группу из 3 — 7 человек, которых можно объявить сторонниками Ходорковского и «Открытой России». Но это абсолютно не означает, что этот проект и это движение имеют массовую поддержку на территории страны. Но найти такую незначительную группу достаточно легко, используя при этом самые разные мотивации и прямой ангажемент. 

Но все-таки почему именно Санкт-Петербург и Татарстан? Я думаю, это не случайный выбор, но эти субъекты не стоит рассматривать как отличающиеся высокой протестной активностью или политическим андеграундом. Просто и Северная столица, и РТ являются ключевыми с точки зрения системы политического ландшафта, ключевыми регионами для России. Петербург — как город интеллигенции и как город, который сформировал нынешнюю правящую политическую элиту. Его очень важно включить с точки зрения символического участия в протестном процессе, а Татарстан нужен как регион, обеспечивающий определенного рода этнокультурные и этноконфессиональные процессы, как регион-лидер в этом процессе, что тоже важно использовать в качестве фактора, отражающего некую политическую деструктуризацию. Когда два таких региона попадают в список политического андерграунда, тогда в целом можно сделать заявление, что политическая ситуация в России далеко не стабильна. Хотя, подчеркну, что это абсолютно символические решения и за этим не стоит никакой массовой поддержки. 

Что касается того, смущает или не смущает участников имидж «Открытой России». Я думаю, абсолютно не смущает. «Открытая Россия» — проект долгосрочный, как правило, люди, которые в этом проекте участвуют, рассчитывают на длительные политические процессы, в том числе и на избирательный. Я полагаю, что они прекрасно осознают, что в ближайшей краткосрочной и среднесрочной перспективе они вряд ли получат массовую поддержку избирателей и станут реальными политиками, изберутся в какие-либо органы. Но перед ними сегодня стоит другая цель. Им сегодня важно накопление паблицитного капитала, им важно обратить на себя внимание прессы, запомниться, и для этого они как типичные политические карьеристы используют самого разного рода методы, в том числе методы провокаций. Провокации всегда обращают на себя внимание. 

Поможет или не поможет им эта поддержка? На мой взгляд, расчета на то, чтобы «Открытая Россия» может им чем-то помочь, сегодня не существует. В данной политической ситуации поддержка «Открытой России» скорее отвернет от них избирателей.


Источник